Детская неврология
Клинические синдромы острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, проявляющийся следующей симптоматикой:
Усиление спонтанной двигательной активности;
Беспокойный поверхностный сон;
Частый немотивированный плач;
Оживление безусловных рефлексов;
Мышечная дистония;
Повышение сухожильных рефлексов;
Тремор конечностей и подбородка;
В сроки от 4-6 месяцев до 1 года отмечается уменьшение клинических проявлений с формированием минимальной мозговой дисфункции, церебрастенического синдрома после 1 года жизни. В некоторых случаях возможно формирование эпилептического синдрома.
Гипертензионно - гидроцефальный синдром:
Увеличение размеров головы на 1-2 см. по сравнению с нормой;
Раскрытие швов свыше 0,5 см;
Увеличение большого родничка свыше 3, на 3,0 см;
Симптом Грефе, симптом "заходящего солнца", сходящееся косоглазие и непостоянный горизонтальный нистагм;
Мышечная дистония;
Часто сочетается с вздрагиваниями, спонтанным рефлексом Моро, общим и локальным цианозом.
Синдром угнетения
Вялость, гиподинамия, снижение спонтанной двигательной активности;
Диффузная мышечная гипотония;
Диффузная гипорефлексия;
Угнетение безусловных рефлексов;
Снижение рефлексов сосания и глотания.
Судорожный синдром
У детей первого года жизни судороги наблюдают при различных заболеваниях нервной системы. Они могут появиться на фоне уже имеющихся неврологических нарушений и задержки психомоторного развития или возникают как первый симптом, свидетельствующий о поражении мозга. Клиническая картина судорожного синдрома зависит как от характера заболевания, так и от возраста ребенка. У новорожденных судороги чаще начинаются с локальных подергиваний мимической мускулатуры, глаз, затем они распространяются на руку, ногу на одноименной стороне и (или) переходят на противоположную.
Судороги кратковременные, внезапно возникающие.
В судорожном синдроме обычно имеется отсутствие закономерности повторения и зависимости от состояния ребенка таких как сон, бодрствование, кормление и пр.
К судорожному синдрому относят также мелко амплитудный тремор, кратковременную остановку дыхания, тонические спазмы взора, автоматические жевательные движения и пр.
Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций
Появляется после 1-1,5 месяцев жизни.
Характеризуется упорными срыгиваниями, стойкой гипотрофией, нарушениями ритма дыхания и сердечной деятельности с развитием акроцианоза, нарушениями терморегуляции и дисфункцией желудочно-кишечного тракта.
После 1 года жизни наблюдается формирование церебрастенического синдрома.
Синдром минимальной мозговой дисфункции.
Выраженная двигательная расторможенность (суетливость и нарушение сосредоточения, эмоциональная лабильность).
Выраженный инфантилизм.
Задержка формирования моторной речи при отсутствии выраженных нарушений психики.
Негрубое поражение ЦНС, проявляющееся в виде рассеянной микроочаговой и локальной симптоматики, умеренных речевых нарушений.
Нейросонография с допплерографией (НСГ) рекомендуется каждому малышу, обычно назначают проведение обследования во время диспансеризации в 1 месяц. При патологии, частота повторных обследований регулируется неврологом.
ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, доплерография сосудов головного мозга, РЭГ, Ультразвуковая доплерография, МРТ, КТ.
При различных видах патологии рекомедации по обследованию составляет врач индивидуально каждому пациенту.
Лечение различных видов патологии комплексное, подбирается индивидуально лечащим врачом.
Невролог у всех детей оценивает работу нервной системы, а именно рефлексы, мышечный тонус, становление нервно-психических навыков, наблюдает за динамикой родничков и швов черепа.
Плановые сроки осмотра неврологом – в 1, 3, 6, 12 месяцев, при патологии – чаще.
Регулярное наблюдение у детского невролога позволяет максимально приблизиться к действительной нозологической дискретности патологии нервной системы у детей и в то же время исключает возможность ошибочной диагностики и гипердиагностики.
Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит в оценке его адаптации к вне утробным условиям существования. При выписке из родильного дома каждая мама получает на руки обменянную карту - Форму № 113/у. Первую запись о новорожденном малыше в карту вносит врач-неонатолог, который наблюдает за ним в роддоме. Как только кроха появляется на свет, доктор осматривает его, измеряет рост, вес и ставит ему первую оценку – по шкале Апгар. Балл, который получит малыш (максимум – 10), складывается из пяти показателей: дыхания, сердцебиения, цвета кожи, тонуса мышц и реакции на раздражители (рефлексы)
Чтобы понимать врачей, ставящих баллы новорожденного по шкале Апгар, стоит разобраться с определенными параметрами представленной таблицы.
Таблица 1
Показатель |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Тонус мышц |
Движение проходит активно |
Новорожденный не проявляет активность |
Признаков движения не имеется |
Работа дыхания |
Издает громкие крики |
Ребенок кричит тихо |
Кроха не дышит и не издает криков |
Пульс |
В норме – более 100 |
Менее 100 |
Пульса не имеется |
Показатель цвета кожи |
Нежно-розовый цвет |
Синева в области конечностей |
Синюшный оттенок |
Возбудимость рефлексов |
Издает кашель и крик, не рад внешним раздражителям |
Плохое движение и неразвитая реакция на внешние раздражители |
Не обращает никакого внимания на присутствие раздражителей извне |
На основании данных, представленных в данной шкале, может быть проведен тест Апгар для новорожденных только на предмет физического здоровья. Никаких данных о психологическом и умственном состоянии анализ не предоставляет.
В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах и полученные цифры складывают. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношения смертности и развития неврологических нарушений.
В течении первого года жизни детским неврологом ведётся измерение величины родничка между правой лобной и левой теменной костями и левой лобной и правой теменной костями. Этот параметр у новорожденного в среднем составляет 2,5—3,2 см. В связи с исчезновением родовой конфигурации костей черепа размеры большого родничка на протяжении периода новорожденности могут несколько увеличиваться.
Симптомы, не требующие дополнительного неврологического наблюдения:
Физиологический тремор - ритмичные подергивания ручек или подбородка во время крика или кормления. В норме имеет место у половины детей в возрасте до 3 месяцев. Часто тремор наблюдается у недоношенных новорожденных до 6 месяцев.
Физиологическая астазия-абазия - с 2 до 5 месяцев ребенок не опирается ногами, поджимает их, в соответствии с этим и нет шаговых движений (в связи с угасанием рефлекса опоры).
Яктация – укачивающие (само успокаивающие) движения туловища и/или головы, появляющиеся у ребенка преимущественно перед сном, характерны для детей, воспитывающихся без попечения родителей.
Комплекс оживления – разнообразные хаотичные движения, сопровождающие эмоциональные, как правило, позитивные «всплески». Особенно характерны для детей с иммобилизованными конечностями.
При какой неврологической симптоматики необходимо обязательно показать ребёнка детскому неврологу?
Период новорожденности:
Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна);
Отсутствие реакции голода и насыщения;
Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания;
Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии;
В положении лежа на животе ребёнок не приподнимает голову.
Период от 1 до 3 месяцев жизни:
Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка;
Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций;
Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.
Период от 3 до 6 месяцев жизни:
Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе).
Период от 6 до 9 месяцев жизни:
Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций;
Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски;
Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами;
Отсутствие реакции на словесные команды;
Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.
Период от 9 до 12 месяцев жизни:
Отсутствие общения при помощи лепетных слов;
Отсутствие интонационной окраски лепета;
Не стоит с поддержкой, не ходит.
В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).
Здоровья ВАМ и ВАШИМ ДЕТЯМ, высокого качества уровня жизни.